III. Описание инновационного опыта |
Внедрение информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательный процесс позволило сформировать целостную открытую социально-педагогическую систему, способную создать комплексное образовательное пространство для развития и саморазвития участников образовательного процесса, детей из социально незащищенных семей. Школа для своих учеников стала школой: знаний, культуры, развития, общения, творчества, традиций, здорового образа жизни, жизни человека. Выпускник – личность, любящий свой край, знающий и умеющий ценить его культурное наследие, готовый в нем жить и работать, создавать новые ценности; человек, достигший личностной и социальной зрелости, обладающий чувством ответственности, толерантности и позитивным мышлением.
Школа выпускает в жизнь выпускника, способного к следующему:
- адаптации и самореализации в изменяющихся условиях,
- сохранению собственного здоровья и высокой работоспособности в неблагоприятных условиях жизни и труда,
- осознанному профессиональному выбору с учетом потребностей региона, а также своими интересами и способностями,
- творческому решению задач взаимосвязи традиций и инноваций в жизненных ситуациях, в учебе, в труде, в семье,
- продолжению образования, самообразования, устойчивому саморазвитию на основе высокой мотивации достижений успеха в жизнедеятельности.
Процесс обучения в школе - активное вовлечение учащихся в конструирование своих собственных знаний. Динамичный процесс, во время которого учащийся использует доступные источники познания для формирования собственного мировоззрения, а не для усвоения готовых знаний. Системообразующим элементом образовательной системы школы является деятельностный подход. Важная форма реализации деятельностного подхода в обучении - освоение учащимися проектно-исследовательских и коммуникативных умений. Исследовательской работы в школе решает задачи:
• глубокого и прочного освоения учебного материала;
• значительного расширения кругозора школьников;
• развития способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал и литературу по проблеме исследования;
• овладения техникой эксперимента и методами анализа его результатов;
• овладения разнообразными формами организации исследовательской работы, способами итогового оформления собственного исследования и формами оценивания его результатов. |
IV. Информационная характеристика опыта |
Характеристики
инновационного
опыта |
Обучение |
Воспитание |
Дополнительное образование |
1. Ценности и ценностные ориентиры |
Всесторонне развитая личность, способная к сознательному труду |
Законопослушный гражданин, патриот своей страны |
Всесторонне развитая личность, способная к сознательному труду |
2. Цели и задачи |
Создать максимально благоприятные условия для самообразования и саморазвития личности школьника |
Создать максимально благоприятные условия для воспитания личности школьника |
Создать максимально благоприятные условия для самообразования и саморазвития личности школьника |
3. Управление образованием |
Мониторинг учебного процесса |
Мониторинг воспитательного процесса |
Диагностика учебно-воспитательного процесса |
4. Содержание образования |
Стандарт, личностный опыт педагогов и учащихся |
Стандарт, личностный опыт классных руководителей и воспитанников |
Стандарт, личностный опыт педагогов дополнительного образования и воспитанников |
5. Технология, в том числе и ИКТ |
Здоровьесберегающие, дифференцированное, интегрированное обучение, проектные, исследовательские и информационно-коммуникативные технологии |
Здоровьесберегающие, дифференцированные технологии, коллективно-творческое дело |
Здоровьесберегающие, дифференцированное, интегрированное обучение, проектные, исследовательские и информационно-коммуникативные технологии |
6. Средства |
Мониторинг учебного процесса |
Мониторинг воспитательного процесса |
Мониторинг творческой деятельности |
7. Методы |
Эвристический, проблемный, исследовательский |
Проблемный |
Эвристический, проблемный, исследовательский |
8. Организационные формы |
Индивидуально-дифференцированные |
Индивидуально-дифференцированные, КТД |
Индивидуально-дифференцированные |
9. Образовательная среда |
Развивающая, личностно- ориентированная |
Личностно- ориентированная |
Развивающая, личностно- ориентированная |
10. Информационно-методическая среда |
СМИ района и области |
СМИ района и области |
СМИ района и области |
11.Информационные ресурсы |
Медиатека, Интернет |
Медиатека, Интернет |
Медиатека, Интернет |
12. Организационные ресурсы |
Самообразование, повышение квалификации, конкурсы |
Самообразование, повышение квалификации, конкурсы |
Самообразование, повышение квалификации, конкурсы |
13. Мотивационные ресурсы |
Вхождение в урок, поощрение |
Поощрение |
Вхождение в занятие, поощрение |
14. Кадровые ресурсы |
Повышение творческого уровня педагога |
Повышение творческого уровня кл. руководителя |
Повышение творческого уровня педаг. доп. обр. |
15. Научно-методические ресурсы |
Библиотека, медиатека, Интернет |
Библиотека, медиатека, Интернет |
Библиотека, медиатека, Интернет |
16.Материальные ресурсы |
Компьютеры, принтеры, сканеры |
Библиотека, медиатека, Интернет |
Библиотека, медиатека, Интернет |
17. Нормативно-правовые ресурсы |
Нормативно-правовая документация |
Нормативно-правовая документация |
Нормативно-правовая документация |