Главная
Образовательная карта
Национальный проект
Олимпиады и конкурсы
ЕГЭ
Полезные ссылки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная карта инновационного опыта

I. Общие сведения

ФИО автора     опыта

Учреждение, в                котором работает автор опыта, адрес с индексом                   

Должность с указанием преподаваемого  предмета

Стаж работы в должности

Баннова Елена Владимировна

 

 

Магдагачинский р-н, с. Гонжа, ул. Драгалина, 4. Гонжинская МСОШ.

 

Учитель русского языка и литературы, Зам. директора по УВР.

 

18 лет

7 лет

 

 

 

 

 

II. Сущностные характеристики опыта

1. Тема инновационного педагогического опыта

«Комплексное развитие творческой личности на уроках словесности и во внеурочной деятельности».

2. Источник изменений          (противоречия, новые средства   обучения, новые условия
образовательной деятельности)                        

Новые средства обучения: использование компьютера, мультимедиа.
Новые условия образовательной деятельности: использование компьютерного класса, элективные курсы предметного и интегрированного характера

3. Идея изменений (в чем сущность      ИПО: в использовании                      образовательных, коммуникационно-  информационных или других                 технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса) 

Сущность ИПО заключается

  1. в использовании таких образовательных, коммуникативно-
    информационных технологий, как комплексная работа с текстом
    по методике Н.А.Шапиро, Метод исследований,
    информационные технологии, развивающие игры и т.д.  .
в изменении организации учебного и воспитательного
процесса. Нетрадиционные формы уроков: урок-поиск, деловая
игра, за круглым столом, заседание редактора, конференция,
урок-погружение в текст и др. Оформление классных часов,
вечеров, воспитательных мероприятий через презентации,
фотовыставки, слайд-шоу.

4. Концепция изменений (способы, их   преимущества   перед   аналогами     и, новизна, ограничения, трудоемкость, риски) 

Самообразование, курсы повышения квалификации, семинары,
участие в профессиональных конкурсах, обобщение и
распространение педагогического опыта.

5. Условия реализации изменений (включая личностно-   профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)    

Повышение мотивации к изучению родного языка, повышенный интерес к элективным курсам, рост качества знаний по предмету

6. Результат изменений

Русский язык. Сборник упражнений и задач. Система подготовки к ЕГЭ.

7. Публикации о представленном           инновационном педагогическом опыте

 

 

III. Описание инновационного опыта

Любому учителю хочется стать значимой фигурой если не в школе, то, по крайней мере, в классе. Значимый учитель сегодня - это одновременно профессионал и личность. Он не просто занимает рабочее место, но и украшает своим личным отношением то, что составляет смысл его работы.
Для того чтобы стать значимым, сегодня необходимо практическое овладение инновационными технологиями, компьютерной техникой, всем тем, что способствует более качественной подготовке выпускников, чтобы дети поступали туда, куда они могут, а не ориентировались на возможности своих родителей.
В своей работе широко использую имеющийся фонд учебно-наглядных пособий, зрительных и звуковых средств обучения, различные средства обучения, разрабатываемые как компоненты комплекса, основой которого является учебник. Все они расширяют возможности учителя по организации самостоятельной работы учащихся, формированию орфографических, пунктуационных, речевых умений и навыков школьников, облегчают реализацию внутрипредметных и межпредметных связей.
Использование репродукций картин известных русских художников на уроках грамматики и развития речи способствует расширению словаря учащихся, активизации их устной и письменной речи, помогает решать задачу эстетического воспитания учащихся. Обучая детей писать сочинение по картине, педагог учит ценить правдивое изображение жизни, выявлять идейный замысел художника. При этом школьники учатся находить словесный эквивалент зрительным образам, цветовой гамме изображаемого.
Большое значение для формирования у школьников самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной литературой. Постепенно переходя от справочного аппарата учебника к специально созданным для школы словарям и справочникам, учитель вырабатывает у учащихся привычку обращаться к этим пособиям в трудных или сомнительных случаях написаниях слов, их произношения, ударения, образования формы, раскрытия значения.
Совершенствуя учебный процесс, использую такие формы занятий, как семинары, собеседования, практикумы, консультации, которые требуют более активного самостоятельного изучения материала. Для успешной работы приобщаю учащихся к разнообразной научно-популярной литературе по русскому языку и лингвистике в целом. Всё это способствует повышению интереса к преподаваемому мной предмету у ребят и более качественному его преподаванию учителем.
Требования государственного стандарта формировать коммуникативную компетенцию учащихся предполагают развитие умения говорить, слушать, понимать, рассуждать на заданные темы, создавать собственные тексты. Успех во многом зависит от способностей, речевой и общей культуры учащихся, однако многое зависит и от учителя русского языка. Речевые навыки нужно отрабатывать специально, опираясь на изученный грамматический материал, систематически, проявляя настойчивость. Только в таком случае можно получить ощутимый результат.

Особую роль играет работа с текстом, которая помогает понимать прочитанное, совершенствовать устную и письменную речь. Без планомерной и целенаправленной работы невозможна подготовка к ЕГЭ, где проверяются умения

понимать текст, анализировать его, выявляя отличительные признаки и текстообразующие элементы, логически выстраивать план повествовайия, формулировать основные тезисы, приводить аргументы в их защиту, делать обобщения.
Работа по методике Н.Шапиро состоит из упражнений, выполнение которых готовит учащихся к итоговому экзаменационному испытанию. Методика предполагает следующие разделы:

  1. Упражнения при работе над основными понятиями текста;
  2. Упражнения на формирование умений учащихся определять типы и стили
    речи;
  3. Упражнения на понимание прочитанного;
  4. Упражнения на восстановление разнообразных синтаксических конструкций;
  5. Упражнения для работы с искусствоведческим текстом, которые готовят
    учащихся к высказыванию по картине.

Реализуется содержание каждого раздела в комплексе через соответствующий дидактический материал с помощью различных упражнений - письменных и устных.
Творчеству можно научить. Даже очень «тусклые» дети, если начать с ними регулярно играть, фантазировать, побуждать их думать и принимать решения, радоваться малейшему проблеску их творческой активности, достаточно быстро начнут меняться, мыслить, искать, придумывать. У них появится вкус к творчеству, они обретут и опыт творчества, и умение, а при серьёзном подходе - даже мастерство.
Начать можно с малого. Попробуйте в традиционные сочинения «Моя комната», «Как я провёл каникулы» ввести хоть чуточку улыбки и фантазии, например, «Моя комната 20 лет спустя» или «Как я провёл каникулы», написанное от имени кота (воробья, вируса гриппа) - и вы не узнаете своих учеников.
Метод, словно специально созданный для развития творческих способностей, известен давно - это игра. Игре можно посвятить фрагмент урока, часть урока или целый урок.
Именно игра развивает творческие способности, нестандартное мышление, и при том не только у учащихся, но и у учителя тоже!
Разве не приятно почувствовать себя не «училкой», а творческим человеком? ПОПРОБУЙТЕ! УЧЁБУ ТВОРЧЕСТВОМ НЕ ИСПОРТИШЬ!
Использование инновационных технологий, а особенно информационных, способствует созданию оптимальных условий для развития личности каждого учащегося в различных видах деятельности сообразно с его способностями, интересами, возможностями, а так же потребностями общества. Инновации способствуют подготовке учащихся к получению высшего образования, к творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности.

V. Информационные характеристики опыта* (матрица используется в дальнейшем для компьютерной обработки)

Характеристики инновационного опыта**

Обучение***

Воспитание***        Дополнительное

1 . Ценности и ценностные ориентации

Непрерывное совершенствование уровня пед. мастерства, эрудиции и компетенции в области преподаваемого мною предмета. Удовлетворение образовательных и воспитательных потребностей всех школьников.

2. Цели и задачи

Цель: Планомерная и целенаправленная подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Задачи: 1 . Углубить теоретические знания учащихся; 2. Совершенствовать умения и навыки анализа литературного (научного, делового, поэтического) текста. 3. 3.Подготовить учащихся к самостоятельному литературному творчеству.

 

3. Управление образованием (как для ОУ, так и для учителей и классных руководителей)

Составление программ, срезовых и проверочных работ. Контроль.

 

 

4. Содержание образования

Часы федерального компонента, факультативы, элективные курсы, научная работа.

Классные часы; мероприятия, предусмотренные программой воспитания.

5. Технологии, в том числе ИКТ

- Н.А.Шапиро. Работа с     - Развивающие игры текстом.                               - Информационные технологии - Модульное обучение       - Метод исследований - Развивающие игры - Информационные технологии - Уровневая дифференциация обучения - Метод исследований

 

6. Средства

Дидактический материал, метод. Пособия, словари, справочники, энциклопедии, репродукций картин известных русских художников

7. Методы

Исследование, погружение, эвристический, репродуктивный...

8. Организационные формы

семинары, собеседования, практикумы, консультации, лекции, анкетирование.

9. Образовательная среда

Взаимодействие всех участников педагогического процесса: Учащиеся, учитель, родители, психолог, завуч по ВР. . .

1 0. Информационно-методическая среда

Связь с РИМК, с библиотеками.

11. Информационные ресурсы


 

Компьютеры, мультимедиа, метод, литература, Интернет, программы.
12. Организационные
ресурсы
Гос. программы, публикации, сборники стихов и творческих работ учащихся.
13. Мотивационные ресурсы

Активное включение в педагогический поиск.

 

Развитие современного стиля мышления.

14. Кадровые ресурсы (для характеристики инноваций, реализуемых в ОУ)

Баннова Е.В. Учитель 1 категории.

15. Научно-методические ресурсы (важны как для ОУ, так и для учителей)

Портреты, таблицы, альбомы, схемы, папки-раскладки, фонд учебно-наглядных пособий, зрительных и звуковых средств обучения, научно-популярная литература.

16. Материально-
технические ресурсы (важны
как для ОУ, так и для
учителей)

Оргтехника, учебники, метод. Пособия.

17. Нормативно-правовые
ресурсы (для характеристики
инноваций, реализуемых в
ОУ)    
Утверждённые элективные курсы. Курсы, рекомендованные. Действующие программы факультативов.

 

 
 
Hosted by uCoz