|
Информационная карта инновационного опыта |
I. Общие сведения |
ФИО автора опыта |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом |
Должность с указанием преподаваемого предмета |
Стаж работы в должности |
Щирова Елена Владимировна
|
|
ОУ Черняевская
МСОШ, 676 153, с.
Черняево, ул. Новая
|
|
18 лет
|
|
|
|
|
II. Сущностные характеристики опыта |
1. Тема инновационного педагогического опыта |
Использование проектного метода и информационно-коммуникационных технологий в технологическом образовании школьников |
2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия
образовательной деятельности) |
Источник изменений - ускорение и непредсказуемость экономического и технологического развития страны, изменение рынка труда и требований, предъявляемых к выпускникам в профессиональной сфере.
Актуальность изменений продиктована потребностью государства,
общества, семьи в инициативной, творческой, предприимчивой
личности, готовой к трудовой деятельности в новых экономических
условиях, способных адаптироваться и постоянно
самообразовываться.
Новые условия образовательной деятельности - профилизация
школы, оснащение школы компьютерами, подключение к локальной
сети Интернет. |
3. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно- информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса) |
Сущность ИПО заключается в создании условий для приобретения выпускниками знаний в области компьютерных технологий и умений использовать их в предметно-преобразующей деятельности. Внедрение метода проектов изменяет модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности, способствует выявлению и развитию творческих возможностей и способностей учащихся, через поисковую и исследовательскую деятельность.
Концепция изменений предполагает создание новой методики
преподавания технологии, основанной на принципах развивающего и
личностно-ориентированного обучения. |
4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и, новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Использование
информационно коммуникационных технологий и проектного метода развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях, помогает адаптироваться в условиях конкуренции, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи. Учащиеся учатся самостоятельно добывать и обрабатывать информацию, применять ее на деле. Необходимо научить детейсамостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знаний из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решений, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать результат, выявлять способы совершенствования проектирования и изготовления изделий. Учителем осуществляется проектирование индивидуального маршрута познавательной деятельности учащихся.
Проблемы связаны с содержанием задания для проекта и методикой
выполнения проектов учащимися разных возрастов; знаниями и
умениями, которыми должен обладать учитель, чтобы помочь
школьникам разработать проект и осуществлять контроль за его
выполнением; знаний и умения, которыми должен обладать ученик для
успешного выполнения проекта. |
5. Условия реализации изменений (включая личностно- профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Данная методика может быть эффективна при организации ведения
уроков методом проектов и полной компьютеризации кабинета
технологии.
Метод проектов тесно взаимосвязан с методами личностно
ориентированного подхода и развивающего обучения, проблемного
обучения, обучения в сотрудничестве.
Личная активная позиция учителя. |
6. Результат изменений |
Применение метода проекта и использования ИКТ позволило
установить позитивную динамику качества знаний и обученности
учащихся, повышение творческой активности и повышение мотивации
учащихся к изучению предмета.
За последние пять лет 2 человека стали победителями и призерами
районных и областных научно-практических конференций по
опытнической и исследовательской работе учащихся.
4 ученицы стали победителями районных конкурсов исследовательских
проектов, 1 ученица победитель районного и областного конкурса
исследовательских работ по краеведению.
Возросло с 3 человек (2003г) до 21 (2007г) учеников число победителей
и призеров районных и областных конкурсов декоративно-прикладного творчества.
|
7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте |
«Система урочной и внеурочной деятельности по технологии как средства повышения познавательной и творческой активности учащихся». |
V. Информационные характеристики опыта*
(матрица используется в дальнейшем для компьютерной обработки) |
Характеристики инновационного опыта** |
Обучение*** |
Воспитание*** |
Дополнительное образование*** |
1 . Ценности и ценностные ориентации |
Решимость, воля, сопереживание, коллективизм, ответственность |
|
|
2. Цели и задачи |
Развитие творческой и познавательной активности уч-ся |
|
|
3. Управление
образованием (как для ОУ, так и для учителей и классных руководителей) |
- |
- |
- |
4. Содержание образования |
Метод проектов в технологическом образовании |
|
|
5. Технологии, в том числе
икт |
Презентации в Мicrosoft Office, Power Рoint, Ехсе1, Рublisher, Сиtter Demo, «Астра Конструктор» |
|
|
6. Средства |
Электронные образовательные ресурсы, библиотека кабинета и фонд школы, медиатека. |
|
|
7. Методы |
Активные методы: проблемные, эвристическая беседа, поиск, методы активизации творческого мышления, игры |
|
|
8. Организационные формы |
Групповые и индивидуальные: самостоятельная исследовательская работа, дискуссия, консультация. |
|
|
9. Образовательная среда |
Средняя и старшая школа |
|
|
1 0. Информационно-методическая среда |
|
|
|
1 3. Информационные ресурсы |
|
|
|
1 2. Организационные ресурсы |
|
|
|
13-Мотивационные ресурсы |
|
|
|
14. Кадровые ресурсы (для характеристики инноваций, реализуемых в образовательных учреждениях - ОУ) |
* |
|
7 |
15. Научно-методические ресурсы (важны как для ОУ, так и для учителей) |
|
|
|
16.Материально-технические ресурсы (важны как для ОУ, так и
для учителей) |
Информационно-ресурсный центр школы |
|
|
17-Нормативно-правовые
ресурсы (для характеристики инноваций, реализуемых в ОУ) |
|
|
|
|