Главная
Образовательная карта
Национальный проект
Олимпиады и конкурсы
ЕГЭ
Полезные ссылки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Секция №1: «Революционная ситуация в образовании: ученики не могут учиться по- старому, а учителя..?»Картинка 30 из 35252

Учителя в сегодняшней России одна из самых многочисленных  социопрофессиональных групп: их около полутора миллионов. Какие они, наши коллеги? Вот автопортрет современного российского педагогического сообщества:
-высокий уровень феминизации : 86% педагогов и 76,9% директоров- женщины;
-общестатистический средний возраст       учителя-43 года,
директора-47-54 года;
- состоят в браке            70,2% учителей,
79,9% директоров;
- большинство учителей и директоров имеют базовое профильное педагогическое образование (81,8%  и  81,4%);
- социальный статус: по данным Фонда общественного мнения большая часть населения страны считает, что в школах стало меньше хороших учителей, хотя их всё ещё больше, чем плохих. Профессия учителя стала откровенно непрестижной. ( Престиж профессии отражает существующую в обществе иерархию видов трудовой деятельности, которая определяется степенью сложности и ответственности труда, уровнем его оплаты, продолжительностью профессионального образования)
Как общество оценивает труд учителя?
66,5 % учителей и 60,7% директоров определили недопустимо низкий уровень оценки,
28,8% учителей и 35,4% директоров  сочли её адекватной,
2% опрошенных обеих групп назвали её высокой.
Ожидания учителей, связанные с изменением престижа профессии пессимистичны.
- Удовлетворённость профессией- (субьективная оценка профессиональной позиции индивида с точки зрения  уважения его  в обществе, дохода, шансов на продвижение в карьере.)Наибольшее удовлетворение большинство участников опроса  испытывают от общения с учениками ( средняя оценка по пятибалльной шкале у учителей- 4,37, у директоров -4,58).
Учителя выражают высокую удовлетворённость отношениями с коллегами (4,28), самой профессией(4,04), возможностями профессиональной самореализации (3,93),и работой в целом ( 3,84).
Отношениями с учениками в большей мере удовлетворены учителя малых школ ( до 300 человек) и учителя, работающие с небольшими классами ( до 17 человек).
При этом удовлетворённость трудом меняется с возрастом респондентов. Чем старше учителя, тем  более они удовлетворены и работой и профессией, несмотря на низкий престиж профессии. Молодые педагоги как представители нового поколения  и современники более высокого качества жизни хотели бы иных,  более комфортных условий пребывания в профессии и не склонны работать только «за идею».
Почему при низком престиже профессии результаты указывают на высокую удовлетворённость работой? Не много учителей, действительно желающих и готовых сменить свою профессию:
На вопрос «Хотите ли вы сменить профессию?»18,6 % учителей ответили положительно ( у директоров-8,4%)
Такой индикатор, как желание или нежелание видеть в своей профессии собственных детей выявил, что  67,6% учителей и 60,1 % директоров не стали бы рекомендовать своим детям идти по родительским стопам.
Отвечая на вопрос «Представьте себе, что вы выиграли деньги в лотерею или получили в наследство большую сумму денег и могли бы до конца жизни жить безбедно, не работая, как  бы вы поступили?»,-81,8% учителей и 87,7% директоров школ предпочли  бы продолжить заниматься именно своим педагогическим трудом. Перестали работать только 11,1% учителей и 8,1% директоров. Стремление продолжать работать даже в случае резкого улучшения своего финансового положения убедительно показывает абсолютную субъективную ценность этой деятельности для респондентов.
Тенденции профессионального и личностного самосовершенствования
Собственное исследование :
1 Какие личностные качества вы считаете  для педагога наиболее ценными, профессионально значимыми и важными?
2 Какие ваши личностные качества помогают вам в работе с детьми?
3 Какие ваши личностные качества мешают вам в работе с детьми?
4Что для вас более значимо и приоритетно в педагогической деятельности?
5 Какие личностные качества вам хотелось бы развить в себе в большей степени?

Варианты( справедливость, честность, порядочность, культура поведения, ответственность, трудолюбие, требовательность, профессионализм, доброта, любовь к детям).

Приоритетным в перечне выделенных педагогами качеств оказались доброта (67,5%) и любовь к детям.(42,9%). Но при этом меньшее количество педагогов называют эти качества в числе тех, которые помогают им в работе с детьми, т.е в качестве должного называется одно, а в качестве реально востребованного в собственном опыте это должное куда-то исчезает.
Приоритет профессионализма выбрали 40,3% педагогов. Сразу уточним, что в это понятие вкладывают респонденты: образованность, высокий уровень знаний по предмету,  методическая грамотность. При этом только 10,4% учителей понимают наличие и выраженность таких качеств, которые помогают им в работе. Среди них доминируют социально- психологические характеристики, которые способствуют межличностному взаимодействию, стимулируют состояние эмоционального комфорта, взаимодействию и взаимопониманию  и т. п. Стремление развивать в себе названные качества в повышении профессионализма отмечают лишь 14.3 % учителей.
Треть учителей испытывает потребность в повышении уровня своих психологических знаний. Ориентированность и мотивация к изучению психологии следующая :
45,4%  рассматривают как средство, помогающее «оценивать других»
40,3 % успешное обучение детей предмету 
29,9% создание оптимальных отношений с другими людьми
26%    разбираться в себе, влиять на себя, изменять себя.
Анализ приоритетов в педагогической деятельности выявил следующие противоречия :
Выражая на словах приверженность гуманистической  модели, большинство педагогов по- прежнему остаются на технократических позициях, отличительный признак которых манипулятивный подход к ученикам, авторитарная направленность реальной педагогической деятельности. Возникает рассогласование  между человеческим и профессиональным в действиях педагога, между декларируемым и реально воплощаемым в поведении и действиях.
       Штрихи к портрету
Насколько учительство в  массе соответствует тем требованиям, которые к нему предъявляет общество?
Каково ваше собственное участие в управлении школой?

Какие факторы, зависящие от учителя, могли бы повлиять на изменение отношения в нему в обществе? Форум

Работа форума продлится до 01 сентября 2010
Для участия в секциях форума необходимо пройти регистрацию. Зарегистрированные пользователи могут задавать вопросы и оставлять свои комментарии. Инструкция по работе с форумом.

Документы

Фундаментальное ядро
содержания
общего образования

 

 

     
   

   
Hosted by uCoz